Піп People 320х200

Слава Иисусу Христу, парафияне! Сегодня у нас опять четверг и на Блогер ФМ передача Пип & пипл, и я ее ведущий, протоиерей Александр Дедюхин. Сегодняшняя передача будет посвячена Великому посту. Так как у нас сейчас продолжается Великий пост, вернее, он уже, конечно, движется скорее к своему завершению. Но я думаю, что про пост – о том как правильно поститься – стоит несколько слов сказать. Потому что это очень важно.

Ну, для начала, из моего личного опыта: мне всегда достаточно странно слышать людей, которые в конце осени начинают говорить, что вот, приближается зима, и мы будем толстеть. Мой личный опыт говорит о том, что зимой я немножечко худею, а летом я себе позволяю немножечко больше и толстею. Вот так вот выходит. Если говорить, например, про эту зиму, которая вот уже заканчивается, то если взять мой вес на конец октября и сейчас, я сбросил за это время 4 килограмма. Все это без каких-либо специальных диет, просто благодаря тому, что нам церковь благословила пост. Ну, так вот у меня получается, слава Богу. И в первую очередь, на что хочу обратить ваше внимание, что когда приходят люди, особенно журналисты, могут прийти и сказать – «а чего нельзя делать в пост»? И вот я авторитетно заявляю, что пост нам как раз для того, чтобы мы могли делать абсолютно все!. И это время, когда мне дозволено абсолютно все. И я могу для себя даже не есть мяса, даже ограничить себя в каких-то продуктах, ведь на самом деле я, как и все остальные люди, я человек достаточно слабый, мне хочется поесть чего-то вкусненького… Но пост мне нужен не для того, чтобы себя в чем-то ограничить, а в том, чтобы позволить моему духу руководить моим телом. Вот это основная задача поста. То есть, я духовно начинаю побеждать самого себя. И еще раз говорю, что в пост можно все, можем даже себя ограничить, а в чем мы себя ограничиваем – это уже достаточно во-первых индивидуально, хотя есть определенные уставы поста. Но самое главное, чтобы мы понимали: пост нам для того, чтобы раскрыть себя, раскрыть свою душу, и самим себе в первую очередь доказать, что мы люди не просто, которые состоят из плоти и примитивных рефлексов, а мы люди духовные, и эта духовность может победить нашу плоть.

Еще важный такой момент, что пост - это понятие военное. Вообще в церкви, если так разобраться, очень много военных терминов. Один из самых замечательных примеров можно привести, когда во время литургии перед чтением Tвангелия дьякон возглашает, українською мовою це - «Премудрість, станьмо побожно», на церковнославянском языке это «Премудрость вонми» , и на греческом в оригинале, как это звучало первоначально - «софия орто». То есть это команда, это военная команда.

На сегодня в наших войсках она используется как «Равняйсь! Смирно». Те есть, встать и обратить внимание. Точно так же и пост. «Пост» - мы знаем, что часовые стоят на посту. И кто такой постовой в армии? Это человек, пусть какого-то самого низкого чина, но ему дана власть. Ему дана определенная власть, и если даже какой-то условный генерал будет что-то нарушать, то этот постовой, пусть даже самого младшего чина, может применить к нему силу. И вот пост – это тот момент, когда мы для себя, над собой, учимся применять силу, для того, чтобы самих себя правильно построить, привести в нужное состояние.

Исторически нужно отметить, что Великий пост - особенно Великий пост – как, впрочем, и все иные посты, он изначально не предназначался для христиан. Постились на самом деле оглашенные. Оглашенные – это люди, которые готовились принять крещение. И вот в принципе был такой обычай, что люди 40 дней изучали Закон Божий, проходили катехизацию, научались основам веры и вот эти 40 дней они постились.

Представьте себе такую ситуацию. Что вот погода, такая как сейчас, весна наступает, хорошо. И священники в храме, где я служу, Николаевском храме города Полтавы ( у нас еще есть два отца Романа) и вот решили мы пожарить шашлычок. Разложили костер за храмом, шашлычки жарим, и начинаем рассуждать про эйдосы Платона, как они преобразуются в имманентные гештальты организации объектов, насколько ошибся Ориген, вводя понятие «телесного эйдоса», и как его уточняли Григорий Нисский, Максим Исповедник… Такие вот духовные беседы ведем, пожаривая шашлычок, покусывая его, запивая пивком, чем-нибудь еще вкусненьким. И вот приходит скотник Иван Петрович, который оглашенный, который готовится принять крещение, и у него пост. И вот он смотрит на нас… и у него какой-нибудь простой вопрос про то, например, почему корова, лошадь и коза вроде как одну и ту же траву едят, а какают они по-разному? Вот как Бог так сотворил? И вот Иван Петрович с таким простым вопросом приходит к нам. И мы говорим – Иван Петрович, ты ж постишься, мы можем тебе предложить корейскую морковку и поливай ее кетчупом. А мы будем тебе рассказывать и про промысел Божий, и про все такое. И вот мы едим шашлычок, а Иван Петрович слушает нас, таких всех духовных, и корейскую морковку ест с кетчупом. И вот когда мы ему объяснили, пошел Иван Петрович, и мы тогда сидим и думаем: «Ну как-то нехорошо, отцы. Мы жрем тут всякое, а оглашенные постятся, ну давайте и мы будем поститься вместе с оглашенными».

Вот так исторически пришел пост именно для христиан. После этого христиане тоже стали поститься, для того чтобы выразить свою солидарность с оглашенными. И пост - это возможность нашего духовного возрождения, нашей духовной весны. Весна которая нас пробуждает к чему-то большему, пробуждает к поиску чего-то большего. Пост это манифест нашей свободы, то есть мы провозглашаем себя свободными. Как писал апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». То есть, мы говорим что мы свободны, мы больше того, что происходит вокруг нас, вот для этого нам нужен пост.

Ну, наверное, еще в заключение скажу, что духовным людям пост в общем-то не нужен. Духовные люди и так достигли чего-то большого, чего-то великого, а вот людям грешным пост, конечно, нужен, именно для того чтобы осознать себя немножечко лучше. И еще на одну вещь обращу ваше внимание, парафияне. Грешник голодный – это такой же больной и несвободный человек, как и грешник сытый. Поэтому берегите себя от греха. И пост - это всегда наша победа.

И еще хочу сделать одно такое небольшое объявление по благословению Патриарха Филарета – в ближайшее воскресенье, в 15.00, по всей Украине во всех областных центрах, во всех районных центрах, пройдут молебны за нашу победу. Это будет 2 апреля в 15.00. а 3 апреля , в понедельник, мы призываем всех, по возможности, поститься хотя бы до обеда (кто не может выдержать больше поста), держать строгий пост, опять же за нашу победу. Победа наша – это то, что нам всем необходимо. Пост – это всегда наша победа. Ну и раз такая тема пошла немножко военная сегодня, тема победы, сегодня для вас звучит песня группы Ensiferum - Victory Song.

Спасибо, на этом прощаюсь с вами. С вами был протоиерей Александр Дедюхин из Полтавы. Слава Иисусу Христу.