Мелодия свадебного марша Мендельсона

В 1805 году в семье гамбургского банкира Абрахама Мендельсона и его почтенной жены Леи родилась девочка. Ее назвали Фанни Циппора. Четырьмя годами позже родился сын Феликс. В семье Мендельсонов было четверо детей, но только у двоих оказался врожденный музыкальный талант. Еще в подростковом возраста эти двое сочиняли музыку и давали небольшие концерты, которые пользовались заметным успехом. Мендельсоны были богаты и обеспечили своим детям самое лучшее образование. Именно поэтому семья переехала из Гамбурга в Берлин. Сам Цельтер, лучший музыкальный наставник во всей Германии, стал преподавать у Мендельсонов фортепиано, скрипку и нотную грамоту. И мадам Mари Бижо де Морог, музыкант, которой восхищался Бетховен давала уроки Фанни и Феликсу в то время когда они были в Париже. Брат и сестра были необыкновенно талантливы, они демонстрировали удивительные способности к запоминанию партитур, а также способности к импровизации. Но особенно Фанни вызывала всеобщее восхищение. “Фанни – настоящее музыкальное чудо” эти слова постоянно звучали от преподавателей и гостей, посещавших дом Мендельсонов и участвовавших в их домашних концертах. Однако, шло время и Фанни исполнилось 15 лет. Отец запретил дочери заниматься музыкой, решив, что ей пора думать о создание семьи. Для Фанни это решение стало ударом. Не имея возможности заниматься любимым делом, Фанни решила посвятить свою жизнь и любовь брату, который делал успехи. Она начала жить музыкой Феликса. В 1821 году Феликса отвезли к Гете. Учитель Цельтер хотел, чтобы к Гете поехала Фанни, но отец был непоколебим. Феликс каждый день писал сестре письма обо всем что произошло за день, о своих переживаниях, впечатлениях, о Гете. Фанни отважилась через брата передать Гете несколько написанных ею песен на стихи поэта.

Гете пришел в восторге от ее песен. Ему настолько понравилась музыка, что он написал текст для одной из мелодий девушки.

Вскоре Фанни Мендельсон вышла замуж. Вильгельм Гензель, придворный художник, добивался руки Фанни целых семь лет. Он был не подходящей партией для девушки, не имел состояния и именно поэтому родители не хотели давать согласие на брак. А Фанни и Вильгельм были без ума друг от друга. Вильгельм восхищался музыкой Фанни, признавая ее талант. Он долго ждал и наконец то судьба улыбнулась – Вильгельм получил постоянное место при дворе. В 1829 году этот брак состоялся. Через год в семьей Гензелей родился мальчик. Его назвали Себастианом Людвигом Феликсом.

Их брак был очень счастливым. Вильгельм приветствовал и даже настаивал на том, чтобы Фанни продолжала заниматься музыкой. Он не считал что место женщины на кухне и даже открыл для жены музыкальный салон Фанни Гензель. Здесь находилась вся культурная богема Берлина, певцы, музыканты, поэты. Фанни много сочиняла в это время. Вильгельм часто оставлял ее наедине с роялем и чистым листом бумаги. “Сочиняй, ты должна, у тебя талант”, – говорил он. И она писала. Много, взахлеб, погружаясь в музыку, как в море. Писала в основном в стол, лишь иногда, очень редко, играя свои произведения в узком семейном кругу. Но это не значит, что ее произведения никто никогда не слышал. Они звучали во всех концертных залах Германии. Только автор у них был иным. Это был Феликс Мендельсон.

Остались свидетельста и писема, в которых подтверждаются эти факты. Еще до свадьбы Фанни, в 1827 году, в своем музыкальном сборнике Мендельсон опубликовал три песни сестры, выдав их за свои. В 1830-м он присвоил еще три мелодии. Но, когда королева Виктория выразила Феликсу восхищение новой “Итальянской песней”, то он не смог солгать и сознался, что песню написала его сестра. Однако подобные признания происходили не часто.

Отец, Абрахам Мендельсон, говорил дочери, что не женское это дело – музыку сочинять. Для Феликса – это профессия, а для нее игра и забава. И то что Феликс выдает произведения сестры за свои, так “мы простим ему некоторые амбиции и жажду успеха, ведь ты всегда в этом отношении была разумна”, – писал ей отец.

Такая ситуация устраивала и родителей и Феликса, отправляющего письма в родительский дом, в которых он уговаривал Фанни не публиковать свои сочинения. Всего один человек был категорически не согласен с этим – Вильгельм Гензель, восхищяющийся талантом любимой жены. За свои деньги, втайне от Феликса, он опубликовал еще несколько произведений Фанни Гензель. Он делал все что мог, чтобы имя его обожаемой и талантливой жены не кануло в лету, не пропало, а осталось в истории музыки

Однако вся его любовь и бесконечное восхищение не могли дать Фанни того главного, основного, чего ей так не хватало всю жизнь – уверенности в себе. Она умерла на сто процентов уверенная в том, что была в музыке всего лишь пылинка, тусклая звезда на фоне яркого солнца по имени Феликс.

Фанни умерла в самом расцвете сил от сердечного приступа, во время исполнения оратории Феликса Мендельсона “Вальпургиева ночь”, на репетиции, где принимала участие. Она внезапно упала прямо на сцене. Вниз, со сцены, опускали уже ее труп.

Известие о смерти сестры буквально убило Феликса. Это был настоящий удар, который Мендельсон уже не смог пережить. И через несколько месяцев он скончался, успев написать последнее произведение – “Реквием по Фанни”.

Фанни Гензель, урожденная Мендельсон, оставила около 500 музыкальных произведений. Это те, которые удалось найти и восстановить. Среди них несколько десятков драматических произведений, песни, струнные и фортепианные квартеты, оратория, лирические пьесы, органные прелюдии, драматические пьесы для оркестра и сопрано, десятки кантат и многое, о чем мы еще пока не знаем. Наиболее известеный лирический цикл “Год” из 12 миниатюр, каждая из которых передает характер времени года. Свой “Год” Фанни Гензель сочинила в качестве подарка мужу к Рождеству. Но подарок получился не только мужу, но и всем нам, тем, кто и сегодня имеет возможность наслаждаться музыкой.

Считают, что цикл «Год» стал предвестником знаменитого цикла Чайковского “Времена года”. Сама же Фанни не считала, что сочинила что-то выдающееся, и до конца своей жизни была уверена, что у нее нет таланта. Сегодня ее считают одним из самых выдающихся музыкантов XIX века.

А мелодию свадебного марша Мендельсона знают во всех уголках земного шара. Только не знают имени автора. Фанни или Феликс? Кто?