Піп & People з Олександром Дедюхіним Випуск 19 жовтня

Слава Иисусу Христу, парафияне. Это передача «Пип и пипл» и я ее ведущий, протоиерей Александр Дедюхин из Полтавы. В общем-то, в этом мире не происходит ничего нового, и из года в год появляются какие-то разные духовные учителя, которые обещают нам исцеление от всех болезней, решение всех наших проблем. Они представляются по-разному – кто старцами, кто гуру… когда мен спрашивают про то, где можно найти такого духоносного отца, я им всегда отвечаю, что на сегодня старцев – нет, остался только старческий маразм. И это относится не только к православным, а вообще ко всем так называемым «учителям духовности», всех полов, возрастов, конфесий и вероисповеданий. В передачи мы их объединим общим названием «гуру», просто потому что так короче.

В общем-то, название не важно, важна суть. И я, на свой страх и риск, предлагаю вам 10 признаков, по которым этого гуру определить можно. А дальше уж каждый должен решать сам – принимать ли свободу, дарованную нам Богом, или хлебать щи египетские с закваской фарисейской, приправленной суфийскими притчами с ароматом Дао де цзина, пометом козы Хейдрун, когтей кит-сат-кааля, влитый в упаковку интроспективных антологических детерминант.

Итак, предлагаю Вашему вниманию признаки гуру – великого, всезнающего и прекрасного.

В первую очередь, он точно знает как жить и что нужно делать. Он приобрел это знание многолетним опытом – молитвы, обучения, общение с людьми, боль и разочарование. У каждого бывает свой набор, но в общем-то это такой один из признаков. Второй – таинственность и загадочность: чем непонятнее, таинственнее и загадочнее образ гуру, тем он круче. Это относится ко всему – начиная от необычного имени – все мы знаем, Мария Деви Христос, монах Иерофант, – до моментов личной жизни. Личную жизнь гуру простым смертным знать нельзя, дабе обхаяли святыньку. Даже если что-то из биографии этого человека и выносится на люди, то лишь некоторые кусочки, для того, чтобы подчеркнуть загадочность формирования образа. Правда, как правило, все эти самоназвания гуру отдают определенной пошлятиной, типа «Слепенькая», «Кристалл», «Гарафина» и так далее.

Третий признак гуру – у него обязательно есть ученики и, так называемые, «неученики». Для каждого гуру очень важно выделить эти два круга общения, разделить людей на внешних и внутренних, на осознающих и неосознающих. И вполне естественно, что учение не для всех доступно, не каждый может его вместить, не у каждого сознание настолько расширено, чтобы достичь осознания.
Внешние – противятся, и их гуру учат воспринимать своих адептов как врагов , иногда просто называют из «бесами», он им говорит что они злые, поливающие грязью настоящего и бескорыстнейшего учителя, который им-то и хочет искренне помочь.

Четвертый признак гуру, обязательно – это ущербность этого человека. Проявляться она может по-разному, но всегда. Про отсутствие у них вкуса я уже упоминал, хотя чаще всего эта ущербность не переваривает даже малейшего намека на собственные недостатки и противоречия. Малейшие указания на это моментально карается анафемой, а в виртуальном общении – баном. Это ущербность непомерной гордыни и спеси, которая рождает комплексы. Никто не имеет права называть гуру ущербным. Никто не имеет права говорить о его несостоятельности. И самое главное – осознающие, то есть адепты, обязательно должны осудить всех, кто хоть как-то смет неуважительно отозваться про гуру. Даже невинные шутки по отношению к нему неуместны.

Пятый признак – это умелые манипуляции словами. Современные гуру сплошь и рядом используют нейролингвистическое программирование для достижения своих целей. И говорят много. Очень много, не всегда – понятно. При этом формальная логика часто безупречна. И любые попытки противоречить гуру разбиваются о многоглаголание. При этом говориться , в первую очередь, о рассуждении, различении, углублении в суть вещей. Хотя, на самом деле, это просто попытки напустить туман и замутить воду.

Шестой признак – это гуру любят цитировать различную мудрость. Цитируется все: от анекдотов, классики, литературы до всяких аюрвед и библии. Спектр цитирования, конечно же, зависит от образованности и начитанности гуру. Особенно любимы всякие неоднозначные притчи. Часто подчеркивается связь гуру с мудростью древних, и не суть важна кто эти древние – святые отцы церкви, суфии, Герместр Исмидист или бабки колдуньи. Для гуру важно показать, что приходя к нему, вы не просто к нему приходите, а становитесь на самый древний путь, где сумеете обрести истину и познаете глубочайшие тайны.

Седьмой признак – это обязательно наличие каких-нибудь специфических духовных практик. Это могут быть различные духовные или физические упражнения, погружения в инсайты и так далее. Чаще всего – это физические упражнения, помогающие обрести внутренний покой и ведущие через интроспекцию к самосовершенству. При этом делается упор на необходимость поступательного развития и прохождение различных уровней для достижения поставленных целей.

Восьмой признак гуру – это умелое использование бабской дурости и прочей экзальтации. Гуру часто привлекают людей с не очень стабильной психикой. Ибо гуру – это единственный островок стабильности среди бурного житейского моря. И когда вдруг кто-то теряет опору под ногами – великий учитель тут как тут. Он обязательно надет нужные таинственные практики или молитвы, чтобы экзальтированную особу привести в чувство. И она, обретя покой, будет век ему верна.

Девятый признак – это «альтруизм». Ведь все, что он делает, это просто помощь людям. Никакой личной выгоды его наставления, поучения, пророчества не подразумевают. Лишь бы ближним хорошо было. И если даже он берет деньги или что-нибудь еще – то лишь потому, что не может отказать невероятно благодарным адептам. Вот только молчит гуру, что если он своей мудрости этой народу не даст, то его самого покровители так этой премудростью наградят, что больше не захочется, ведь бесы, которым служит гуру, ждут, чтобы он все больше обращал к ним новых адептов.

Ну, и последний признак вот этих всех учений гуру – это и универсальность их учения. Все гуру, особенно нехристианские, говорят, что духовность – это очень важно , но совершенно безразлично, каков будет твой путь к Богу – через Христа, буддизм или через дерево Игдрагисль. Истина универсальна и великий учитель просто помогает постичь каждому свой путь. Христианам – ко Христу, буддистам – в Нирвану, язычникам – в Вальхаллу. Вот только гуру почему-то забывают о том, что духовность она биполярна. И полюс духовности действительно важен. А еще не нужно забывать, что на небо и в ад ведет одна и та же дорога, только векторы движение различны.

И, пожалуй, самое главное: плоды этих учений всегда очень и очень горькие. Разочарование наступает, апатия, депрессия, раздражение, злость… Кстати, очень часто человек начинает материться после всех этих «духовных практик». Так или иначе, человек, нашедший для себя идола, получает все эти подарочки, без вариантов. Так что каждый для себя должен выбирать сам – либо путь свободы, дарованный нам Богом, либо за кем-то, кто эту свободу незаметно, но настойчиво крадет и ведет в бездну погибели. А свободу красть не позволено никому. Она, как и любовь, категория божественная.

Спасибо за внимание.