Піп & People з Олександром Дєдюхіним Випуск 23 листопада

Слава Ісусу Христу, парафияне. С вами «Піп і піпл» на Bloger.fm и я її ведущий, протоиерей Александр Дедюхин из Полтавы.
На прошлой неделе произошло такое событие, которое в очередной раз спровоцировало какие-то дебаты по поводу даты празднования Рождества. Что произошло? Президент подписал указ о том, чтобы сделать 25 декабря, день католического Рождества, выходным днем. И вот опять началась дискуссия по поводу, когда же правильно праздновать Рождество. Немножко раньше, это фальшстарт, обычно такие вещи происходят где-то в конце декабря, но вот мы опять к этому пришли. По этому поводу, думаю, нужно отметить несколько моментов. Во-первых – самое главное – мы празднуем не дату. Для нас не есть сакральной дата 7 января, 25 декабря или 11 июня. Рождество можно праздновать в любой день, мы празднуем событие. Событие какое? Рождество Иисуса Христа. И, кстати, нет таких понятий как «католическое Рождество», «православное Рождество». Христос родился. Родился для всех. И все мы можем праздновать, в разное время – да. Вообще любое рождение – это достаточно условно. Да, есть какой-то конкретный момент в истории. Но ни один из нас не помнит дня своего рождения. Если бы нам не сказали, что вот «ты родился тогда-то» – значит, мы бы и не знали. Мы могли бы выбрать любую дату, которая нам понравится.
И в чем происходит вот это разночтение календарей? Дело в том, что православная церковь она живет по юлианскому календарю. По юлианскому календарю мы празднуем Рождество 25 декабря. Но по григорианскому календарю, по так называемому «новому стилю» – это попадает на седьмое число. А католическая церковь, большинство протестантських церквей, и, кстати, православных, западных – они перешли на григорианский календарь, и в этом григорианском календаре они так и празднуют Рождество 25 декабря. То есть получается что? Что мы все празднуем Рождество 25 декабря. Просто календари у нас немножко разные.
Но календарь это штука такая – сегодня он один, завтра другой. И, между прочим, когда начинают утверждать о том, что календарь григорианский более точный, чем юлианский, – ну, наверное, это так. Хотя если верить нашим физикам-астрономам, то григорианский календарь, по которому живет большинство человечества, – он тоже не очень точный, тоже будет нуждаться в правке, поэтому тоже, в общем-то, нет никакой разницы, опять же, по какому неточному календарю жить. И, самое интересное, если мы возьмем свидетельства евангелистов и сравним их с римским летоисчислением, то вообще – окажется такая вещь, что Иисус Христос не родился в первом году от Рождества Христова, от которого мы ведем свое летоисчисление. Иисус Христос, если сопоставить наше летоисчисление и летоисчисление от основания Рима, которым тогда пользовался мир, то Иисус Христос родился где-то в 3-4 году «до рождества Христова». Поэтому мы говорим об условной дате, которая есть. Но само событие ничего не отменяет – Христос родился, ради нашего спасения. Ради того, чтобы привести к себе всех нас и всех нас спасти.
Еще приводят такие интересные аргументы, что вот когда мы перейдем на другой календарь, то есть григорианский календарь, и будем праздновать со всем цивилизованным миром, это так важно, это так замечательно… Я по этому поводу имею такое мнение, что каждый третий человек на земле – китаец, каждый четвертый – индеец. А если мы сюда еще добавим мусульман и буддистов, которые живут по всему миру раскиданы, в сухом остатке мы получим, что большинство людей на Земле Рождество вообще не празднуют. Ну и кстати, даже если мы возьмем старушку Европу, Рождество празднуется, но не так давно был опрос немецких школьников. У них спросили: а чье Рождество вы празднуете? И они затруднялись ответить. Весь мир переходит к тому, что празднует зимние праздники. Ну, это такое дело, хотя в основе лежит Рождество Иисуса Христа. Но «весь цивилизованный мир» – это немножко неправильное понятие. Да и потом, что такое цивилизация? Цивилизация – это не самое важное для христианина. Для нас самое важное – это именно Рождество Иисуса Христа. Радость, которую он несет. Ну и тоже такой интересный пример, если мы посмотрим на те парафии, украинские парафии, которые находятся в Канаде и Америке. У них вот это вот календарное разделение существует уже более 60 лет. То есть могут быть две парафии, которые в разное время, рядом находящиеся, в разное время празднуют Рождество. И для украинцев Канады и Америки, для них очень важно дата именно дата 7 января, потому что для них это украинская традиция. И не нужно, вот некоторые люди любят сюда приплетать «совок», говорят, что вот это вот «совковая традиция»… Да в «совке» вообще Рождество не праздновалось!
Поэтому мы – еще раз говорю – празднуем событие. А по поводу государственных праздников, выходных и так далее. Я, например, вообще сторонник того, чтобы у человека было 3-4 дня выходных в году, которые он мог бы взять по своему усмотрению. Это может быть семейное торжество, может быть религиозный праздник, и необязательно это привязывать к каким-то конкретным датам. Кстати, в той же Канаде так и сделано – что 4 дня в году человек может взять себе выходных, именно по своим каким-то религиозным или политическим мотивам.
Ну и в завершении, наверное, сегодняшней передачи хочу закончить такой интересной цитатой одного достаточно одиозного персонажа, американского комика Луи Си Кея: « В мире есть много религий, они все неравны, но христиане – главнее. Христиане выиграли, они победили. Ведите себя соответственно. Встретил христианина – поздравь его, потому что он подчинил себе мир. И это правда. Мы любим говорить – все религии равны. Нет. Христиане выиграли давным-давно. Не верите? Хорошо. Один вопрос: какой сейчас год? А год у нас 2017-й от Рождества Христова. Христос родился. Славим его.