Піп & People – 08.06.17

Слава Иисусу Христу, парафияне. С вами «Pip &People» на Bloger.fm и я ее ведущий, протоиерей Александр Дедюхин из Полтавы. В одной из предыдущих передач мы начинали говорить о церковных таинствах, сказали, что таинств церковных семь, и сегодня мы начнем говорить о таинстве крещения. Тема большая, безусловно, именно само таинство крещения, поэтому ее разобьем на две передачи. И сегодняшняя часть вступительная – про таинство крещения, что это такое, зачем нужно креститься.

Таинство крещения является одним из семи таинств православной церкви. Это одно из наиболее древних таинств, символизирующее духовное перерождение человека в его новую жизнь. Крещение – первое таинство, которым церковь встречает приходящих к Богу людей. Вступление в церковь, спасение своей души, приобщение к жизни вечной возможно только через таинство. И так называемым пропуском в эти таинства является крещение. Крещение принимают не для того, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но для того, чтобы иметь жизнь вечную в Боге. Основной сутью крещения является рождение. Если человек маленький родился – он физически родился, но духовно все мы рождаемся мертвыми. Потому что давным-давно, когда Адаму была заповедь – не есть с Дерева познания Добра и Зла, то Господь сказал ему, что «когда ты будешь есть с этого Дерева – смертью умрешь». Почему «смертью умрешь»? почему такая тавтология?

Потому что имеется в виду смерть телесная и смерть духовная. И вот Адам умирает вначале духовной смертью, а потом и смертью телесной. Вот точно так же, когда мы рождаемся, происходит все с точностью наоборот: мы рождаемся телесно, но нам нужно еще возродиться духовно. И вот это духовное рождение и есть крещение.

Крещение по-гречески называется «баптисма». И оно означает погружение в воду. Сам по себе обычай водных погружений очень древний, гораздо древнее христианского крещения. Еще в ветхозаветной церкви существовала практика водных погружений. Хотя в ней они имели немного иной, чем в Новом завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое омовение. Кроме того, когда язычники, уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной иудейской церкви, над ними существовал особый способ присоединения – это именно крещение, омовение. И такие люди назывались «прозелитами врад» или еще «боящимися Бога». Также мы знаем еще с ветхозаветных времен, ну в Новом завете это описано, так называемое «крещение Иоанны Крестителя»: все люди приходили к Иоанну Крестителю и он их крестил водою в Иордане. Погружал и провозглашалось отпущение грехов. Иоанн Предтеча крестил евреев в водах Иордана. Но нужно помнить, что крещение Иоанна и крещение Христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанна было крещением покаяния. Хотя при этом оно не освобождало человека от источника грехов греха первородного. Крещения же христианского дают прощение грехов, обновляет человека. Крещение же Иоанна было подготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встречи с Христом. К принятии чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннового крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи. Именно поэтому оно называется «крещение покаяния». Единственный, кто зашел в воду и не задержался в ней, был безгрешный богочеловек – Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми.

Но Иисус Христос не требовал этого очищения, но пришел туда к Иоанну для того, чтобы, как сам сказал Иисус Христос, «исполнить всякую правду». Итак, через крещение Иоанново человек приготовлялся к встречи с Христом. Крещение же христианское есть крещение Духом Святым, оно дает новую жизнь, является следствием одержанной Христом победы над дьяволом. Воскресение с Христом является новой жизнью, новым духовным рождением. И только после дня Пятидесятницы новое христианское крещение являет себя в церкви новозаветной. В книге деяний апостольских приводятся слова Господа, который сам об этом говорит так: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после этого будете крещены духом святым. Об установлении крещения известно из Евангелия от Матвея. Когда Иисус Христос давал последние настановления своим ученикам, он сказал: «Дана мне всякая власть, на небе и на земле. Итак, идите и научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам. И вот я с вами, во все дни, до скончания века. О новозаветном понимании духовного смысла крещения сказано в третьей главе Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю тебе: кто не родится от воды и Духа, не может войти в царство небесное». Для принятия крещения человеку необходимо два важнейших качества, чувства, состояние души – это вера и покаяние.

Крещение это не какое-то личное такое вхождение в церковь, это, скорее, церковное торжество. И не случайно, если возьмем историческую перспективу, то в церквах крещения всегда были массовыми, принимались накануне больших церковных праздников. Новокрещенные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где приступали к евхаристии, и при этом вся община молилась и ждала, и принимала их. Безусловно, что в современном мире, в современной традиции мы, в основном, крестим младенцев. Почему такой обычай был принят церковью? Потому что благодаря крещению человек вступает в иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом. И, дело в том, что православный взгляд говорит о том, что детей можно крестить по вере рождения родителей. В Новом Завете есть упоминание о крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража – все эти крещения совершались по воле главы дома. Дом – это семья. И глава семьи несет ответственность за всю свою семью. И поэтому, когда приносят младенца, мы говорим, что эти младенцы крестятся по вере родителей. Также можно отметить, что прообразом тайны крещения в Ветхом Завете служило обрезание. Обрезывали всех младенцев мужского пола на седьмой день. Православная церковь, в отличии от всевозможных рационалистических учений, никогда не ставит понимание условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря крещению. То есть, вначале мы крестимся, а потом приходит понимание. И то понимание является плодом крещения, а не условием.

Мы весьма далеки от поверхностной идеи, что крещение является недействительным, если оно непонято, невоспринято, а потому, может совершаться только над взрослыми людьми. Быть может, именно высшей благодатью крещения является как раз то, что оно превращает нас в детей, восстанавливает в нас младенчество, без которого, по словам самого Христа, невозможно войти в Царство Божье. Ибо вся церковь изменяется, обогащается и исполняется, когда еще одно чадо Божье включается в ее жизнь и становится членом тела Христова. И вот, как мы уже сказали, крещение – это таинство, которое является новым рождением. А что для нас новое рождение? Это Пасха. Пасха как раз означает переход. Переход начинается уже когда мы готовимся к крещению, читаем подготовительные молитвы к крещению, и этот переход является таким началом таинства. И вот про само таинство, про чинопоследование мы поговорим в следующий раз. Спасибо вам за внимание, парафияне, слава Иисусу Христу.