Піп People 320х200

Піп & People – 18.05.17

Христос Воскрес, парафияне. С вами С вами «Pip &People» на Bloger.fm и я ее ведущий протоиерей Александр Дедюхин из Полтавы. Приходит очень много вопросов такого практического плана – как правильно молится, что нужно для крещения ребенка, как подготовиться к исповеди и так далее, и я думаю, что все эти вопросы нас подводят к тому, что необходимо небольшой цикл передач посвятить таинствам и обрядам православной церкви. И для начала, что такое таинство?

Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком, и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется наше единение с Богом. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть, приобщая его к божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя, воссозидая в жизни вечной. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушения Царства Божего, к которому необходимо нам всецело приобщится. То есть, войти в это Царство Небесное. Иными словами – таинства в церкви – это проявление Царства Божьего тут, на земле. Приходит это Царство Божье и начинает жить в нас.

Греческое слово «мистерион», что у нас перевели как «таинство», «тайна» – оно означает «покрывает, скрывает» – и изначально вообще слово «таинство» обозначалось воплощение Христа, его спасительное дело, его рождение, его смерть, воскресение и другие события Его жизни.

И в каждом таинстве, которое есть в православной церкви, есть видимая сторона, включая в себя само чинопоследование, то есть, слова, действия участников, возможно, это вещество таинства, как вот в таинстве евхаристии или причастия. А есть невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека. В общем-то оно для чего и совершается это чинопоследование. И именно тайной является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха. Она выше разума и чувственного восприятия. Но тут еще вот в чем дело. Таинства как таковые, то есть все чинопоследования таинства, все написаны в книгах – в служебниках, в требниках. и что происходит – это не тайна за семью печатями, действия открытые. А тайнами являются действия Бога, нам не понятны. Вот, наверное, это – основное значение слова «таинство». То есть, таинство происходит потому, что оно происходит непонятным для нас образом, но мы полагаемся на волю Божью и Бог действует в нас. В таинстве преображается и воскресает вместе с душой телесная оболочка человека. Таинство не только духовное, но и телесное приобщение к дарам Святого духа. Человек входит в божественную тайну всем своим существом, он погружается в Бога и душой, и телом. Потому что тело тоже предназначено к спасению и к обожению. В этом смысле, например, погружение в воду в таинстве крещения, или миропомазания в таинстве миропомазания, или, например, мы причащаемся под видом хлеба и вина к телу и крови Христовой. То есть у нас есть физическая сторона таинства и у нас есть духовная сторона таинства. И человек – не просто существо духовное, мы состоим из Духа, Души и тела. И вот таинства нам нужны для того, чтобы освятить не просто наш дух, а и нашу душу, и тело. То есть, во всей своей полноте, чтобы, как писал об этом апостол Павел «чтобы мы во всей своей полноте, и духом, и душой, и телом вошли в радость Господа нашего Иисуса Христа.

Совершителям любого таинства является сам Бог. Так, например, когда совершается самое главное таинство православной церкви – таинство евхаристии, или таинство причастия – дьякон подходит к священнику и говорит, что время сотворить Господу, «час правити Господові, владика». То есть, пришло то время, когда должен действовать Господь. То есть мы от себя ничего не можем сотворить, а время действовать Господу.
Нужно еще отметить, что количество таинств в православной церкви обозначено сейчас как семь. Но необходимо сказать, что это католическое деление, то есть, это мы заимствовали из западной церкви и на сегодня их семь. Какие это таинства: крещение, евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Все остальные священнодействия относятся к числу обрядов, например: молебен, похорон, и прочее. Изначально, как я уже говорил, что таинством называлось только воплощение Христа и евхаристия. Первые христиане выделяли два таинства – это крещение и евхаристия, причастие к телу и крови Христа. Ну потом богословие развивалось и вот обозначили эти семь таинств. Но вот самое главное, что нужно напомнить всем нам, что христианство – это не система идей, это не система каких-то священнодействий, это не идеология, это – опыт. В таинствах передается опыт церкви. Какой основной опыт церкви, который нам дан? Это воплощение Иисуса Христа. И вот Бог воплотился, Бог явился во плоти к нам, и Бог дает нам таинство для нашего спасения, чтобы мы во всей своей полноте – и духом, и душой, и телом, вошли в царство небесное.

Это такая вводная передача у нас была про таинство, мы определяем, что таинств у нас семь, таинство – это когда невидимая благодать Святого Духа действует на нас, и последующие передачи мы посвятим каждому таинству, отдельно его разберем и будем разговаривать о них уже по отдельности.

Спасибо вам, с вами был протоиерей Александр Дедюхин из Полтавы. Христос Воскрес!